Выписка из СТО «Чайна Френдли » (СТО «China Friendly ») по категории
“Услуги аэропортов”
«06» июня 2023г.
0 Введение
{…}
Стандарт организации «Чайна Френдли» (СТО «China Friendly»), состоящий из различных категорий, призван создать комфортную среду пребывания для китайских туристов в Российской Федерации и направлен на повышение качества обслуживания за счет обучения персонала, надлежащего информационного сопровождения, адаптации продукта/услуги и наличия возможности оплаты через китайские финансовые сервисы. СТО «China Friendly» способствует продвижению российского турпродукта на международном рынке, привлечению клиентов из Китая и увеличению доходов турбизнеса.

1 Область применения
1.1. Настоящий стандарт Ассоциации международного сотрудничества в туризме «Мир без границ» (далее по тексту- АМТ «Мир без границ») «Чайна Френдли» (далее по тексту – СТО ЧФ) разработан в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами в области стандартизации.
1.2. Положения настоящего стандарта распространяются на услуги, оказываемые иностранным туристам из Китая (далее – туристы) на территории Российской Федерации.
1.3. Положения настоящего стандарта не являются обязательными для члена АМТ "Мир без границ" до тех пор, пока данный член ассоциации не принял на себя соответствующие обязательства на основании заявления, направленного на имя исполнительного директора ассоциации и не получил от ассоциации соответствующее свидетельство установленного образца.
1.4. Положения стандарта перестают быть обязательными для члена ассоциации, если он уведомил исполнительного директора ассоциации об отказе от применения стандарта и убрал из употребления все соответствующие признаки применения стандарта (логотипы, словесные описания и т.п.).
1.5. Настоящий стандарт является собственностью АМТ «Мир без границ» и не может быть полностью или частично скопирован, тиражирован и распространен в любом виде без разрешения владельца.
{…}

3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132- ФЗ, ГОСТ 31985-2013, ГОСТ Р 53522-2022, а также следующие термины с соответствующими определениями:
{…}

3.24 Аэропорт: комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
{…}

5 Категория “Аэропорты”.
{…}

5.2 Обучение персонала аэропорта.
5.2.1 Обслуживающий персонал аэропорта должен пройти курсы/семинары по китайскому этикету для создания комфортных условий пребывания туристов из КНР и для повышения качества обслуживания персоналом.
5.2.2 Обслуживающий персонал аэропорта, который должен проходить обучение:
- сотрудники справочных служб и информационных стоек;
- сотрудники стоек регистрации на рейсы;
- сотрудники службы безопасности;

5.3 Информационное сопровождение в аэропорту.
5.3.1 Наличие на стойке информации схемы, либо интерактивной карты аэропорта на китайском языке.
5.3.2 Во всех функциональных зонах аэропорта, включая транзитные, обязательно наличие визуальной информации и доступной для понимания навигации (навигация с использованием международных пиктограмм и обозначений). В том числе, о местонахождении туалетных комнат, входов и выходов, зон выдачи багажа, автоматов с водой, объектов общественного питания, стоянок такси, остановок общественного транспорта, пунктов
обмена валют, пункта для оформления возврата НДС.
5.3.3 Информация в функциональных зонах аэропорта должна быть представлена на китайском языке и доводиться до туристов из КНР доступным и наглядным способом.
5.3.4 Голосовые сообщения: регистрация, посадка на рейс, задержка рейса и т.д. по направлению Россия – Китай – Россия должны быть представлены на китайском языке.
5.3.5 На информационных мониторах необходимо указывать информацию о вылете, задержке, регистрации на китайском языке.
5.3.6 В зонах входа, выхода, посадки, прилёта и выдачи багажа аэропорта необходимо обеспечить наличие информации о месторасположении основных служб и функциональных зон аэропорта и режиме их работы, о месторасположении помещений для оказания дополнительных услуг.
5.3.8 Дополнительные (специальные) знаки, этически корректные и дружелюбные ориентирующие надписи на китайском языке о запрете курения.
5.3.9 Наличие технической возможности автоматического перевода устной речи и документов (в том числе с использованием смартфонов) в справочных службах, на информационных стойках, стойках регистрации на рейсы.
5.3.10 Присутствие аэропорта на карте Baidu.

5.4 Адаптация услуг аэропорта.
5.4.1 Бесплатный доступ к сети Wi-Fi.
5.4.2 Специально выделенные кабинки паспортного контроля в пунктах пропуска для организованных китайских групп. При необходимости в высокий сезон увеличение кол-ва кабинок под рейсы с китайскими пассажирами.
5.4.3 В объектах общественного питания, расположенных в аэропорту, рекомендовано иметь блюда китайской кухни (в т.ч. простые, например, лапшу), а также иметь меню блюд на китайском языке.
5.4.4 В объектах розничной торговли, расположенных в аэропорту, рекомендовано иметь обозначения и описания товаров на китайском языке.
5.4.5 Рекомендовано наличие бесплатных автоматов с холодной и тёплой питьевой водой в аэропорту.
5.4.6 Стойка с информацией для китайских пассажиров в зоне прилета или зоне выдачи багажа (информационные материалы: карты города, путеводители, памятки туристу и т.д.).
5.4.7 Наличие пункта обмена валют в зоне аэропорта.
5.4.8 Наличие стойки заказа такси в аэропорту с возможностью донести информацию о способах заказа, марках автомобилей, месте подачи и способах оплаты на китайском языке.
5.4.9 Рекомендовано организовать возможность оформления возврата НДС для граждан КНР, уезжающих из РФ, с выплатой на банковские карты China UnionPay, выпущенные в Китае.

5.5 Транзакции через платёжные системы в аэропорту.
5.5.1 Рекомендовано наличие в аэропорту банкомата, выдающего наличные денежные средства с банковских карт China UnionPay, выпущенных в Китае.
5.5.2 В объектах розничной торговли, общественного питания, на стойках заказа такси, расположенных в аэропорту, рекомендовано наличие возможности оплаты товаров и услуг банковскими картами China UnionPay и/или посредством систем оплаты WeChat Pay, AliPay.
{…}